Вышивка серебром соединена с объемной аппликацией из белой прозрачной ткани, и сопоставление блеска серебра и матового свечения аппликаций образует такую новую, такую необычную фактуру, что вместе с вычурной, но доведенной до определенного художественного целого формой порождают сказочный образ, который можно отождествить с одним из превращений Ариэля в пьесе Шекспира «Буря».
Эти слова как будто действительно относятся к человеку на этом портрете. Граф Саутгельптон был покровителем Шекспира. Самовлюбленность была присуща не только ему. Вероятно, эта черта часто встречалась у молодых людей елизаветинской эпохи. Придворные успехи и интриги, заговоры и войны, морские приключения были тем вольным простором, на котором самоутверждение быстро обрастало самообожанием и давало повод поэту так характеризовать своего неизвестного нам друга.
Все на портрете подчинено прославлению этого баловня судьбы. Роскошные, дорогой работы латы, шлем и такой же, покрывающий его грудь «хосс-коль» из стали с золотой насечкой—символы воинских подвигов, уже совершенных или тех, которые ему предстоит совершить. Безукоризненный костюм в сочетании цветов, символизирующих надежду и хитрость, радость и обман, доверие и осторожность (распространенная во времена Шекспира символика), на его статной высокой фигуре — свидетель его придворных и любовных успехов. Длинная волнистая прядь его каштановых волос—дань какой-то кратковременной моде — неожиданно вносит ноту женственности в этот рыцарский образ… Но лицо уже тронуто преждевременным увяданием, и в холодных умных глазах затаилась скука…
В 90-е годы особенно резко обозначилось различие в костюме дворянства, служащего при королевском дворе, и дворянства, не принадлежавшего к этой избранной верхушке. Портрет молодой девушки и гравюра 1590 года создают ясное представление об установившемся типе костюма этой среды. Каркас юбки теперь делают более узким, и она не имеет такой формы, как у Элизабет Дрейк. На верхнюю плоскую, как тарелка, часть не накладывают валик, а делают двойную, как бы сложенную пополам с мягким округлым краем баску. Широкие вверху рукава, похожие формой на окорок, хотя и делают на подкладке, но не такой жесткой, как у Элизабет Дрейк. Наиболее распространенными были два вида воротников: при небольшом вырезе каре — отложной спереди и поднятый (стоячий) сзади, при закрытом вороте — пышный раф. Прическа и головной убор почти не изменились.
Комментарии закрыты.