Снова мы встречаем в XVI веке платье, украшенное бантиками. Но костюм молодой Лукреции Борджиа и костюм английской королевы Елизаветы по своей сущности диаметрально противоположны. Женское обаяние и привлекательность используют легкие изящные бантики как орудие женского кокетства, прикрывающее видимой простотой и невинностью коварство и развращенность. На тяжелом грузном костюме, перегруженном невероятным изобилием драгоценных украшений, бантики правильной формы, все одинаковые и лишенные изящества, навязчиво вылезают со всех сторон. Они никак не связаны с внешностью королевы, с ее женской сущностью. Владычица земель и морей — ее правая рука покрывает на земном шаре весьма изрядную его часть, а сзади, в проеме окна, видны знаменитые маневренные
английские суда, сумевшие разгромить испанскую «Непобедимую Армаду» — несмотря на фантастически огромную стоимость ее костюма, обездолена и одинока. То, что она считает безусловным признаком женственности — великолепие наряда и ювелирных украшений — всего лишь дорогостоящая декорация, за которой скрыта жалкая непривлекательность ущербной плоти.
Костюм Елизаветы построен по испанофранцузскому образцу, но от испанского остались лишь формальные признаки: воротник — раф, жесткий лиф-корсет, но решение юбки, форма каркаса-фарзингейла, все пропорции костюма самопроизвольны и, по-видимому, продиктованы личным вкусом королевы. Откидные испанские рукава превратились в грузные эполеты, декорированные бантиками и жемчугом.
От середины эполет, закрывая спину, спускается мантия из той же ткани, что и лиф, и распашная верхняя юбка.
По краю мантия также украшена бантами и жемчугом.
Летиция Ноллис, дочь одного из самых знатных вельмож и придворных английской королевы. По приказу Елизаветы I отец Летиции принимал участие в пленении Марии Стюарт. В замужестве Летиция Ноллис была графиней Лестер. Не только знатность, но и громадное богатство давали ей возможность роскошью нарядов подражать королеве. Конечно, право унизывать свои парадные одеяния драгоценными камнями в великолепных ювелирных оправах принадлежало только Елизавете I, но расшитый золотом и отделанный жемчугом бархатный гаун графини Лестер по- королевски импозантен. Весь костюм сделан по испанскому образцу и является ярким примером того, как англичане понимали специфику его силуэта и форм. Английский гаун как будто превращен в испанское вестидо, но силуэт и пропорции искажены до неузнаваемости. Закрытый лиф так велик в плечах, что диаметр талии в 2,5 раза меньше ширины плеч. Громоздкие откидные рукава имеют не поперечные, как в испанских, а длинные продольные разрезы и вместе с пышными рукавами котт составляют весьма объемный ансамбль. Все пышно, крупномасштабно и драгоценно в этом наряде, но основные законы композиции, по которым строился испанский костюм, полностью нарушены. Обилие различной орнаментации вносит элемент суетливости.
В костюме ощущается буржуазное стремление к конкуренции, желание превзойти других невероятной затейливостью дорогих вышивок, нашивок, отделок. Сложная прическа состоит из зачесанных кверху завитых волос, валика арселе, на который накручены волосы. На верхний край прически прикреплен узкий венчик — он повторяет форму валика, и все это закончено небольшой бархатной наколкой с ювелирными украшениями.
Комментарии закрыты.