И. П. Павлов называл «гениальным взмахом русской научной мысли». Однако против автора «Рефлексов» после выхода в свет книги было возбуждено судебное дело. Реакционные круги крепостнической России легко разглядели за описаниями физиологических опытов новые социальные идеи, в своей сути те же, за которые в том же 1863 году пошел на эшафот гражданской казни Н. Г. Чернышевский.
Одним из направлений борьбы русских революционных демократов, как известно, явилось общественное воспитание. По мнению А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г.Чернышевского, Н. А. Добролюбова, это воспитание должно было заключаться в формировании гармонически развитого, здорового и волевого человека, подчиняющего свою деятельность служению народу против крепостничества и самодержавия.
Идеи революционных демократов вдохновили на научный подвиг И. М. Сеченова, эти идеи повлияли на весь ход развития педагогической науки, они же оставили глубокий след в русской классической литературе.
Взять, к примеру, роман И. А. Гончарова «Обломов». Автор здесь утверждает, что окружающая атмосфера, «картины», «сцены», «нравы» быта проникают в «ум и сердце» ребенка еще до того, как они начинают выговаривать первые слова и ходить, задолго до того, как они увидят свою первую книгу.
Что станет с человеком, если с колыбели он дышит атмосферой «первобытной лени», видит от безделья мучающихся и не способных к каким-либо полезным действиям людей?
И. А. Гончаров не разрывает понятия умственного, нравственного и физического воспитания — у него все сплетено в единый узел, для него ясно, что только гармоническое воспитание может дать обществу динамического и служащего прогрессу гражданина.
Многие черты характера Обломова, и прежде всего такие, как лень, вялость, безынициативность и бездеятельность, уже давно стали нарицательными. Но ведь эти черты в основном из психологического портрета Обломова. Вместе с тем И. А. Гончаров описал и весьма любопытную историю становления произвольных движений и физического облика своего героя.
Вот, например, утро маленького Обломова. Ему хочется пошалить и порезвиться, но все его действия пресекаются на самом корню. Его одевают, умывают, причесывают, после обильных похвал и ласк усиленно кормят «булочками, сухариками, сливочками», затем его отпускают гулять со строгим наказом няньке «не оставлять ребенка одного… не допускать… не уходить…»
Приведенного здесь текста вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что И. А. Гончаров категорически не одобряет «обломовской методики» воспитания.
Комментарии закрыты.