Солидный мужчина, одетый в богатую парчовую верхнюю одежду типа венецианской догалине. В прорезях рукавов, скрепленных черными шнурами, видна красная подкладка. Белая рубашка имеет широкий вырез ворота, собранный сборками и вышитый по краю цветными нитками. Черный гладкий вамс оттеняет ее белизну. Низкий баретт с небольшими отворотами отделан галуном.
Если левая створка дает обобщенный образ Матери, то на правой створке, напротив, конкретная «сцена из жизни», и только роскошное парадное платье Марии заставляет нас усомниться в полном соответствии изображенного с действительностью. В подобном платье — «рок» многочисленные германские маркграфини, герцогини, фюрстины и даже жены императоров появлялись лишь на праздничных шествиях или балах и уж, конечно, не занимались осмотром головы младенца с громадным гребешком в руках. Такое «приземление» образа характерно для Германии XVI века в период беспрерывных разногласий по религиозным и гражданским вопросам. В Германии, как и в других странах Западной Европы, у женщин сохранялся обычай носить одновременно белую рубашку кот с рукавами (или одну юбку) и верхнее платье — рок. Узкие рукава кот Марии заканчиваются у запястья, они сделаны из мягкой синей ткани и хорошо сочетаются с ярко-розовой подкладкой широких и длинных рукавов рок. Из-под трапециевидного декольте, окаймленного темной узкой полоской, виден край рубашки с узким кружевом. Головной убор из белого полотна (в XVI веке он становится излюбленным у женщин-лютеранок) состоит из жесткого чепца, покрывающего прическу и часть головы, и прямого куска полотна, сшитого и уложенного на голове определенным образом.
Мужчина (Иосиф), сидящий у окна, по немецкому обычаю, одет очень пестро. На нем синевато-зеленый фальтрок с красной кокеткой, отделанный ярко-желтыми полосами. Нижние полосы на рукавах завязаны на боках в большие петли и из-под них спускаются белые длинные рукава, скроенные, как усеченный конус. У запястья видны рукава вамса. Шапка с маленьким бортиком украшена пестрым шнурком.
Наряду с шаубе в обиходе германской знати и бюргеров появилась новая одежда — «фальтрок». Первоначально это была только лишь юбка в складку, которую надевали сверх вамса. В последней четверти XV века фальтрок был рыцарской военной одеждой: его надевали на металлические доспехи поверх военного сюрко. Затем фальтрок соединили с лифом, он получил боковую застежку и его покрой всегда согласовывался с вам- сом: если вамс имел рукава, то надевали фальтрок без рукавов и наоборот. Рукава фальтрока, так же как его декор, были весьма разнообразны. Фальтрок был излюбленной одеждой в период Крестьянской войны.
В самый бурный период истории Германии — в XVI веке, в период Реформации и Крестьянской войны, немецкие феодалы и бюргеры, даже примкнувшие к Лютеру, не стремятся упростить свой костюм. Вычурные, сложные, громоздкие одежды не только сохраняются, но и еще больше украшаются. Создается определенное впечатление, что сторонники Лютера считали необходимым провести реформы в католической церкви, а не в собственной жизни. Поэтому, несмотря на враждебные отношения с Испанией, в Германию проникают «испанские моды» и получают гам одну из наиболее своеобразных, но и наиболее провинциальных трактовок.
Военные действия внутри страны на протяжении ряда лет (1522—1555 годы с перерывами) способствовали скоплению в городах и селениях немецких ландскнехтов. Грубые, беспечные солдаты, побывавшие во многих европейских странах как наемники, не имели установленной
В то время как во Франции костюм уже отошел от стилистических принципов средневековья и в его простых плавных линиях, обобщенных формах сказывалось зарождение нового стиля, в Германии, в архитектуре и костюме все еще царствовала готика.
Комментарии закрыты.