Костюм Кристофа характеризует его как человека бережливого и не склонного к роскоши. Единственным украшением служат золотые кольца с небольшими шлифованными камнями, сквозь которые продет витой шнур, скрепленный фигурным крестом с тремя изумрудами и пятью жемчужинами. С левой стороны из-под шляпы виден край немецкого каля из черного шелка с небольшой вышивкой золотой нитью. Ни ожерелья, ни золотых цепей, ни ювелирных застежек мы здесь не видим. Светлый вамс отделан лишь темной полосой, и эта тесьма острым своеобразным рисунком оплетает пуговицы, из нее же сделаны и петли. Темная одноцветная шаубе имеет большой отложной воротник из меха куницы.
Феодальные власти всячески препятствовали нарушению сословных границ, и их местные постановления, наконец, получили подтверждение на Аугсбургском сейме 1500 года. Этим и последующими сеймами были изданы указы, в которых одежда каждого сословия строго регламентировалась до мельчайших деталей. Но в период экономического расцвета Германии нарушения указов сейма встречались часто. Особенно охотно они нарушались женщинами, хотя им и вменялось в обязанность одеваться в строгом соответствии с сословием и средствами мужа. Сословная структура общества создавала разнообразие костюма, но его художественное решение складывалось под влиянием стиля эпохи.
Своеобразие готического стиля в Германии по-своему сказалось и в женском костюме. Подобно нервюрам готических сводов, женская одежда была покрыта складками (ил. 498, 514). Жительницам Германии, по существу, никогда не была свойственна спокойная красота итальянского женского облика. Если итальянский костюм создавал впечатление крупных форм, был объемен и пластичен, то немецкий (главным образом в первой трети XVI века) настолько стискивал верхнюю часть фигуры, что она казалась сиелену- той. Этому впечатлению особенно способствовал низко вшитый узкий рукав, изменявший таким образом естественные пропорции тела (ил. 502). Рубашки из тонкого полотна с вышитым стоячим воротником далеко не всегда закрывали большое декольте, получившее общее признание среди знатных женщин Германии. Богатые парадные одежды в первой трети XVI века ча-
Яркий колоритный образ германского воина — удалого, беспечного и непревзойденного кутилу создал JI. Кранах. Сильные, тяжелые формы его тела сливаются с костюмом, тщательно декорированным разрезами, расположенными правильными рядами. Костюм состоит из короткого вамса с рукавами и обершенкельхозе. Вамс, по существу, составлен из отдельных полос, скрепленных между собою узкими лентами, завязанными маленькими бантиками. Концы лент имеют металлические наконечники. Между полосами видна цветная подкладка. Небольшая баска с косыми разрезами плотно облегает бедра. Обершенкльхозе имеют латц куполообразной формы, распространенный только в Германии, и спереди покрыты валиками с разрезами на цветной подкладке. Завязки шляпы со страусовыми перьями, откинутой на спину, соединены узлом.
Комментарии закрыты.