Пфальцграф Филипп — молодой человек с приятными, правильными чертами лица не стремится поразить всех роскошью своего костюма, но вышитый стоячий воротник его рубашки и широкая полоса вышивки по краю его вамса привносят в костюм сдержанный элемент элегантности, более свойственный английскому костюму начала XVI века, чем германскому. Фальтрок Филиппа также лишен отделки. На груди он заложен сплошными складками, остроугольные отвороты его кокетки сделаны на светлой подкладке. Шаубе из одноцветной темной ткани имеет откидные рукава, и только широкий воротник из соболя с сединой и изящная небольшая подвеска на барсте с полями указывают на высокое общественное положение Пфальцграфа.
Знатный германский вельможа граф Людвиг Левенштейн изображен художником в богатом наряде, сделанном из бархата, парчи и меха, но с малым количеством украшений. По моде начала XVI века, заимствованной из Италии, его рубашка имеет открытый ворот, отделанный по краю полосой вышивки — ромбовидная сетка, в которой вышиты мелким жемчугом буквы В. Барет с отогнутым вниз задним околышем скромно украшен на левом боку подвеской в виде буквы А. Такая же на черном шнурке подвеска из двух букв А заменяет цепь или ожерелье. Это самые распространенные в XVI веке мужские украшения среди дворян Западной Европы.
Примерно в это же время знатные и богатые жители Германии начинают носить трикотажные чулки, поставляемые Венецией. При выходе на улицу для защиты от грязи сверх нарядных туфель надевали обувь на деревянной подошве.
Народная, особенно крестьянская одежда, все еще оставалась близкой к средневековой, хотя и в ней появляется ряд деталей, запрещенных в свое время указами, как, например, «латца» — откидной клапан — на узких штанах и барет. Крестьянство и мелкие ремесленники продолжали носить накладные верхние одежды, то есть имевшие только небольшую застежку у ворота (ил. 519, 520). Постепенное закрепощение крестьянства во время Великой Крестьянской войны и княжеской междоусобицы во второй половине XVI века привели к его фактическому разорению. Если в начале столетия специальные указы запрещали крестьянам и их женам отделывать одежду шелком, бархатом или вышивкой серебром и золотом, то уже во второй его половине редко кто из крестьян имел средства нарушить эти указы. Одежду делали из шерстяных и льняных тканей домашнего производства. Чулки по-прежнему были из толстого, грубого холста, обувь — из грубой кожи. Войлочные шляпы и шапки бытовали как основные головные уборы, оставшиеся в крестьянском костюме еще со времен средневековья.
Комментарии закрыты.