В красном бархатном платье изображена на портрете и юная герцогиня Норфольк, урожденная Мери Фиц-Алан. Возможно, что именно в этом наряде она венчалась с герцогом Норфольком в 1555 году. Ее стройная девичья фигура с тонкими руками, покатыми плечами и длинной шеей обрисовывается и сливается с платьем, повторяющим эти формы, и хрупкий образ Мери Фиц-Алан уже сам становится символом юности, прекрасной, как распускающийся и обещающий много радости цветок. От этого образа и строится весь костюм. Мягкие энджел-сливз сделаны из великолепной парчи со сложным рисунком в сочетании красного, золотистого, темнозеленого и небольшого количества белого. Юбка котт и традиционные, округленные внизу «полурукава» котт, соединенные вверху (под энджел-сливз) шнуровкой, сделаны из одной ткани с плотно расположенным рисунком зеленовато-золотисто-красных тонов. Понизу, образуя кайму, пришиты два ряда тесьмы в тон ткани, а по самому краю — фестоны из Гелой ткани, вышитые золотом и темным шелком. Фестоны и также вышитые паты уже не скреплены крупными рельефными золотыми розетками с драгоценными камнями. Белая «коллеретт» (кокетка) вышита золотом и так же, как низ полурукавов, закончена двойным рюшем с золотистой обшивкой.
Очень интересна и своеобразна юбка гауна. Под бархат подложена подкладка с нашитыми на нее выпуклыми полосками (на очень маленьком расстоянии). Подкладка соединена с верхом, и вся юбка прошита вдоль между полосками. В XVII и XVIII веках этот прием будет широко применяться русскими женщинами в их верхней одежде. Такая разработка поверхности юбки обеспечивала ей безукоризненное сохранение формы, создаваемой конусообразным каркасом — фарзингейлом. Головной убор герцогини — английский вариант френч-хууда 50-х годов. Он сделан на каркасе, обшит белым полотном, по верху проложена красная атласная лента. К верхнему и нижнему краям прикреплены ювелирные треугольные розетки. Костюм молодой герцогини Норфольк, умершей в 17 лет (1557 год), необычайно изыскан, и это качество еще подчеркивается малым количеством украшений, которые лишь служат определенными и необходимыми акцентами в его композиции.
Долгое время знатоки и исследователи английской живописи не могли установить, кто же изображен на этом портрете.
В течение нескольких веков считалось, что это портрет Екатерины Парр — шестой жены Генриха VIII. И только в наше время учеными было установлено, что это подлинный портрет Джен Грей — английской королевы, несчастной игрушки в руках своего честолюбивого дяди лорда Дедлей — герцога Нортумберлендского. Дальняя родственница Генриха VIII (внучка его младшей сестры), Джен Грей не имела права на английский престол, и когда лорд Дедлей добился у умирающего Эдуарда VI подписи под завещанием в пользу Джен Грей, то эта кроткая и скромная молодая женщина — жена старшего сына лорда Дедлея — долго и упорно отказывалась от такой «чести». Все политические авантюры ее дяди окончились трагически. Джен Грей пробыла королевой всего несколько месяцев и после ложного обвинения в государственном преступлении была казнена. Эта же участь постигла почти всех ее родственников.
Комментарии закрыты.