Неизвестный художник

Неизвестный художник

Источниками изменений силуэта и формы женского дворянского костюма 80-х годов послужили быт и нравы французского двора. Искусственность, неутомимая жажда новизны, пристрастие ко всему противоестественному сказываются и на формировании женского костюма. Установившийся обычай делать роб из одной ткани нарушается, и возникают даже такие комбинации: лиф из одной ткани, рукава из другой, юбка из третьей. Существовали и другие соотношения, такие, как мы видим на этом старинном рисунке. В форме жесткого из синей ткани лифа с эполетами видно подражание мужскому пурпуэну. Розовые рукава котт сделаны на стеганой подкладке, сохраняющей их баллонообразную форму. К поясу прикреплены с правой стороны — зеркало на длинном шнуре, а с левой — сумочка с туалетными принадлежностями. По обычаю того времени, женщина поддерживает одной рукой юбку роб, чтобы была видна юбка котт — коричневая с зеленой отделкой. Большая фреза закрывает всю шею и поднимается к затылку. С головного убора — аттифэ — сзади спускается черная вуаль.

В последнем десятилетии XVI века придворный женский костюм становится настолько громоздким, превращается в столь сложное сооружение, что окончательно теряет четкость силуэта. Пропорции тела сильно искажаются как низко расположенным тамбурином вертюгаля, так и соотношением отдельных частей одежды. На смену светлой гамме одноцветных тканей приходит крайняя пестрота, что четко видно и на данном рисунке: полосатая юбка роб, «шахматные» рукава, крупная диагональ на откидных рукавах роб. Аттифэ сменяет сложный головной убор в сочетании с покрывалом на каркасе, образующем как бы крылья за плечами женщины. Перчатки и веер остаются неизменными спутниками светских женщин.

Соперница королевы Елизаветы Английской, не совершившая ни одного благоразумного и благородного поступка в пользу своего народа, Мария Стюарт в течение многих лет была в центре внимания общественной жизни Европы. Ее имя окружено легендами — слишком много мужчин погибло из-за нее, и некоторые из них бесстрашно всходили на эшафот с именем королевы на устах. В чем была сила этой женщины? Как сплав драгоценного металла, не поддающийся влиянию времени и среды, судьба и природа Марии Стюарт слились воедино, вместив в себя многообразие исторических причин, се личных авантюрных планов и коварных поступков, характерных для XVI века стремлений, окружавших ее людей и каких-то отзвуков поэтического, рыцарского культа Прекрасной Дамы.

Не на арене истории, а в литературе, в памяти поколений Мария Стюарт победила Елизавету Английскую. 10 июня 1559 года семнадцатилетней девушкой Мария Стюарт стала королевой Франции, а 5 декабря 1560 года — осталась вдовой.

На прекрасном рисунке Жана Лскура перед нами не юная девушка, почти подросток, а молодая женщина. То, что она выглядела старше своих лет, свидетельствует о ее внутренней зрелости, о каких-го заботах, омрачавших ее молодое лицо. Но в этом лице мы не находим того неотразимого обаяния, о котором в один голос говорили все современники. Видимо, эго качество, это сильное женское оружие нельзя было передать в портрете. Замужняя по официальному положению, Мария Стюарт не покрывала голову женским убором, считая, вероятно, что лучшим украшением служит ее ровная золотистая коса, уложенная вокруг затылка, и чтобы подчеркнуть сияние волос, она окружает голову узкой золотой повязкой с крупными жемчужинами. Из очень крупных жемчужин сделан и жазеран, и ожерелье, проложенное по верхней части пройм рукавов ее светлого, может быть, белого платья. Спереди ожерелье расположено двумя фестонами на груди и прикреплено к корсажу. От места его прикрепления вниз, посередине корсажа, пришиты два ряда таких же крупных жемчужин. Пышные и широкие вверху рукава составлены, почти сплетены из кусков ткани платья и золотых гофрированных полосок, которыми обшиты проймы рукавов и верх корсажа. Белая тонкая ткань выпущена пышными буфами между переплетами полосок и ткани платья.

0

Комментарии закрыты.