Два выразительных цветных наброска" знакомят нас с кортежем лондонского лорд- мэра и его жены. Лорд-мэр восседает на лошади, украшенной плетеной шерстяной сеткой. Под седлом — попона-ковер. Па лорд-мэре красный суконный гаун — его официальная одежда, цепь с подвеской, на которой изображен св. Георгий, и высокая черная шляпа. Джеркин имеет воротник раф. Впереди служащий мэрии несет обнаженный меч — символ власти, а сзади — казначей в черном с синим рисунком длинном гауне, с мешочком в руке, в котором лежит печать мэра.
Костюм жены мэра сделан из тканей, повторяющих цвета официального одеяния ее мужа. Меховые энджел-слив дополняют эту одежду. Впереди выступают юноши-служки в красных джеркинах с откидными рукавами и в коротких бричзах. Воротники — раф. Небольшие черные береты украшены перьями. Шлейф леди несет пожилой мужчина в черной официальной одежде.
На протяжении XVI века заметно изменялся и костюм так называемых средних слоев населения. К одному из наиболее ранних свидетельств современников относится зарисовка Гольбейном Младшим английской горожанки (ил. 479). В силуэте ее скромного платья с белым воротником сохранены черты средневекового костюма — лиф облегает, но не стягивает фигуру, которая почти полностью сохраняет готическую кривую, подчеркнутую положением пояса. Длинная юбка этого платья спереди приподнята и поддерживается специальными лямками, поэтому внизу виден котт. Лиф платья и рукава отделаны бархатом, согласно королевским указам, разрешавшим женам лиц незнатного происхождения использовать бархат в одежде лишь в качестве отделки (ил. 478). Форма же белого «койфа» — головного убора — была одинаковой у леди и у простых горожанок, только у первых он дополнялся каркасом, вышивкой и т. д., и они носили черную вуаль, а вторые — белую.
С уверенностью можно сказать, что этот портрет Лестера написан после победы над испанской «Непобедимой Армадой». Занавеска окна откинута, и мы видим вдали шатер полководца. На столе лежит шлем, Лестер опирается на него левой рукой, около правой ноги к постаменту прислонен пистолет в его самом раннем варианте. Как будто только что закончился торжественный въезд Елизаветы в Лондон по случаю победы. Лестер разделил с ней честь этого триумфа и ехал рядом с восседавшей на белом иноходце королевой с маршальским жезлом в руке. Толпы л ндонцев восторженными криками приветствовали победителей. Это было последнее торжество Лестера — в сентябре 1588 года он умер.
Прошло уже много лет после того, как был написан предыдущий портрет (ил. 431). Лестер давно уже перешагнул период физического расцвета, фигура стала грузной, талия широкой, худые старческие ноги потеряли стройность, но осталось желание быть молодым, по-прежнему вызывать восхищение женщин. И вот он позирует художнику в костюме, явно неуместном для его возраста, в костюме, который только подчеркивает все недостатки его фигуры. Не спасает положение ни стальной нагрудник с узорной золотой насечкой, ни даже высший английский орден — орден Подвязки, надетый, как полагалось, под коленом левой ноги.
Комментарии закрыты.