Дочь Хуаны Безумной и Филиппа Красивого Мария была выдана замуж за Людовика I, короля Венгрии и Богемии. Обычаи, соблюдавшиеся в это время при дворе двадцатилетнего короля—любителя веселья, развлечений и женщин — были в основном германские, поэтому и костюм молодой королевы был близок к немецкому, но представлял собой его новый и очень интересный вариант. Вместо голлера, прикрывающего обнаженные плечи и очень низко вшитые рукава, спину и грудь, мы видим хотя и короткий лиф и сходное расположение отделки, но все соответствует строению живой фигуры. Плечи, спина и грудь закрыты темным бархатом. Он оттеняет тонкую девичью шею и создает красивую линию перехода от затылка до конца плеча. Рукава, не разделенные на многочисленные буфы, как это делали в Германии, а довольно узкие вверху и широкие внизу, имеют каркас, поэтому их четкая, определенная форма усиливает впечатление художественного единства всех частей костюма. В этом единстве большую роль играет головной убор. Громадный плоский овальный барет с чуть выпуклым верхом обшит полосой узорной ткани, но другого, чем отделка платья, рисунка. Волосы королевы Марии уложены в сетку и как бы поддерживают слегка наклоненный барет. Большой овал барета перерезан двумя рядами жемчуга, в центре помещена золотая петля и в ней четыре очень крупные жемчужины. Выпуклое украшение, прикрепленное на пестром борте, и подвеска — жемчужный панделок — освещают чистый лоб молодой женщины показателями благосостояния владельцев. Поэтому драгоценности, переходившие из рода в род, особенно ценились. Наиболее любимым и распространенным украшением были массивные, широкие золотые цепочки (см. портреты и картины Луки Кранаха Старшего), а также кольца, всевозможные застежки, пояса и пр. Работа немецких ювелиров отличалась высоким качеством, однако, судя по портретам, даже владетельные немецкие князья не носили такого количества драгоценностей, как это было принято в Испании.
Об одежде небогатых горожанок Германии мы можем судить по ил. 515. В этой среде не носили спрингер, юбки падали мягкими складками, лиф не имел металлической арматуры. Головной убор сохранил форму, бытовавшую в последней четверти XV века. Горожанки Нюрнберга, как и знатные его жительницы, носили нижнюю, богато отделанную юбку, заменившую средневековую котт.
Покрой и части крестьянского женского костюма схожи с основными видами одежды горожанок. Фартук, голлер и головной убор типа ха- архаубе носили и крестьянки. Только вся их одежда делалась из грубых домотканых материй. Даже праздничный костюм крестьянки отличался предельной простотой, а длина юбки была значительно короче, чем у горожанок.
Крайняя бедность немецкого крестьянства препятствовала заметному влиянию городского костюма на деревенский. Этот процесс будет характерен лишь для последующих столетий.
Костюм жены богатого бюргера 20-х годов заметно отличается от аристократического. Покрой рукавов сохранил старинную форму. Отвороты рукавов и полоса внизу юбки рока сделаны из бархата, как это разрешалось специальными указами. Высокая талия опоясана крупными бусами, и один конец их спускается сбоку на правой стороне. Головной убор имеет местную форму.
Комментарии закрыты.