Мужской роб из сукна на меховой подкладке, опушенный мехом. Широкие рукава могут быть и откидными. Между полами роб (вверху) видны пурпуэн и рубашка с узким воротником — обшивкой. На ногах — шоссы и открытые туфли с двумя ремешками-застежками.
Костюм ремесленника. Чеканщики по металлу принадлежали к наиболее состоятельным ремесленникам. Однако и у них одежда сохраняла формы двадцатилетней давности. Так, в 90-х годах они носили костюм 70-х или даже 60-х годов. Длинные ба-де-шосс, умеренно подбитые о-де-шосс, покрытые сверху полосками ткани, короткий узкий пурпуэн с рюшем по краю стоячего воротника и барет 50-х годов составляли костюм этой группы горожан.
Костюм французского крестьянина. Штаны французского крестьянина не разделялись на о-де-шосс и ба-де-шосс, это были просто шоссы с откидным клапаном-брагегтом. Шоссы соединялись завязками с «котероном» (тип куртки без рукавов). Верхней одеждой служил «журнад» — свободная одежда без пояса с длинными рукавами. На голове — войлочная шляпа с отогнутыми полями. Широкие мягкие сапоги подвязаны под коленями.
Фрагмент знакомит нас с повседневными костюмами и бытом бедных обитателей французских городов XVI века. Такое приспособление, как коромысло, облегчавшее труд русских женщин, не было известно французам. У них тяжесть и соблюдение равновесия падали на шею и руки. Женщина одета так, как одевалось большинство бедных горожанок: темное платье с отрезным, но свободным, не облегающим фигуру лифом и юбкой в сборку, белый чепец и небольшой воротник рубашки, выпущенный сверху, фартук из грубой серой, возможно, льняной ткани — «туаль-де-нор», настолько изношенный, что уже имеет дырки. К поясу фартука подвешены четки. Носильщик одет в рабочий костюм — короткий пурпуэн с небольшими эполетами, темные штаны до колен, тогда еще называвшиеся о-де-шосс, и белые чулки из грубых льняных ниток. Голова носильщика защищена от пыли колпаком из толстого полотна. Фартук из грубой темной ткани закрывает одежду спереди. Обувь — низкие башмаки из толстой кожи.
Иллюстрация к распространенной в эпоху позднего средневековья и Возрождения легенде «История Ромула и Рема» переносит события в условия жизни французской деревни конца XV — начала XVI века. Мирный ландшафт с отдаленными пригорками, кустарниками в лощинах, небольшими аккуратными деревянными домиками, с оградами гармонирует с добротой бездетного крестьянина, решившего воспитать найденных им в лесу близнецов. Костюм крестьянина — обычная одежда для путешествия, для работы в лесу у жителей деревни того времени. Свободная, едва закрывающая колени, она для удобства подпоясана по бедрам ремнем, к которому с левой стороны приторочен большой кошель. В него клали нужные в дороге или для работы в лесу предметы и обязательно ломоть хлеба. Грубые, возможно, разъемные шоссы из полотна или крестьянского сукна и короткие кожаные башмаки защищают ноги крестьянина от непогоды. Валяная цилиндрическая шляпа с полями покрывает голову. На крестьянке—домашняя одежда, которую она могла надеть по окончании своего тяжелого трудового дня в огороде или на скотном дворе. Темное платье (сюрко) с открытым воротом, узким лифом и широкой юбкой подобрано и, по сложившемуся обычаю (одежда была большой ценностью для крестьян, и ее тщательно берегли) задрапировано вокруг бедер. Под платьем носили котт — юбку с лифом (он заменял крестьянкам корсет). Котт делали из плотных, по возможности цветных тканей, длина юбки была выше щиколотки. Иногда край ее украшали вышивкой, цветной каймой или просто складкой. К поясу котт подвешивали на шнурах нужные для женского обихода вещи — сумочку с иголками, наперстком и нитками, гребешок, ключи.
Комментарии закрыты.