Все одежды должностных лиц в XV веке оставались длинными, но в них был внесен ряд новых деталей, характерных для костюма XVI века. Сверх обычного костюма — пурпуэна, о-де-шосс и пр.— прево надевал «роб лонг» (длинное платье) из ткани черного цвета с однотонным тканым черным рисунком и широким поясом— шарфом лилового шелка. К этой одежде полагалась белая плоеная (в два ряда) фреза. Широкая красная симара на белой подкладке с широкими длинными рукавами и черный четырехугольный биретто были знаками высокой выборной должности прево.
Костюм парижского доктора медицины состоял из красного пурпурэна, черного «талера» с откидными рукавами и красного «шапа» с горностаевой пелериной и таким же капюшоном. Большая фреза пурпуэна покрывала часть пелерины. Узкая полоска горностая заканчивала низ шапа. Голову покрывал четырехугольный биретто.
Из всех медиков только хирурги не имели права носить длинную одежду. Эта традиция сложилась в эпоху средневековья, когда хирургию считали второстепенной, несамостоятельной частью медицины. Поэтому и в XVI веке хирурги носили только черный пурпуэн с длинной баской, черные о-де-шоссы, чулки и туфли. Верхней одеждой был черный плащ с белой меховой пелериной и капюшоном.
Поля были вытоптаны и сожжены, селения разрушены, не было хлеба, скот был уничтожен наемными войсками, бесцеремонно истреблявшими все, что могло насытить этих здоровых и сильных профессиональных убийц. Толпы голодных, оборванных людей — жертвы многолетней гражданской войны, так ярко и убедительно нарисованные Ж. Калло, уже в начале XVII века, бродили по дорогам и лесам Франции в поисках убежища и пропитания… А в Лувре пировали, справляли свадьбы юных
любимцев будущего Генриха III. Но особенно торжественными были праздники в честь свадьбы безвестного худородного Арка, получившего от 1енриха высокий титул герцога Жуайеза, и принцессы Лоренской, сестры молодой королевы Луизы.
Заключительный ночной бал превзошел все, что было известно французам. Благоухающие розы сыпались к ногам танцевавших придворных, воздух был наполнен пряными восточными ароматами, они вызывали сладкую истому, волшебное полузабытье, грезы наяву, и, опьяненные всем этим, люди предавались неистовым наслаждениям. Тяжелые, безобразные, карикатурные костюмы создавали особую остроту восприятия всей этой вакханалии XVI века. И никто из участников таких торжеств не мог и предположить, что через очень небольшой срок для многих из них исчезнут богатство, почести и даже внезапно оборвется жизнь…
Художник, оставивший нам картину этого бала, запечатлел многие разновидности французских придворных костюмов 80-х годов. Каркасы в виде громадных тамбуринов под юбками, рукава в форме окорока на каркасе из ивовых прутьев (при этом все они были декорированы различным образом), каркасы под стоячими, подобными раскрытому вееру, воротниками и корсеты, стягивающие талию, но оставлявшие обнаженной почти всю грудь, слегка прикрытую прозрачной кружевной вставкой. Не отставали по своим искусственным формам и мужские костюмы: шоссы как дамские калесоны, но на стеганом каркасе, на таком же каркасе и пурпуэн с рукавами- окороками, короткие пурпуэны с откидными рукавами и пышными рукавами дублета одного цвета с шоссами. Присутствуют на балу и последователи герцога Эпернона (ил. 375). Громадные фрезы и небольшие отложные воротники, которые предпочитал 1енрих III, украшали мужские костюмы этого бала. Красно-золотистые и зелено- голубоватые гона костюмов переливались в ритме танцев, как перья экзотической птицы в мерцающем свете свечей ночного бала.
Для французского дворянина такой костюм казался вполне спортивным (конец 70-х — начало 80-х годов). Короткий пурпуэн имеет лишь очень незначительную выпуклость внизу. Мягкие широкие в пройме рукава с белыми отложными манжетами не мешают свободе движения. У шосс нет ни валика, ни о-де-шосс. Весь костюм отделан по швам лишь узкой узорной тесьмой. Эта же тесьма, имитируя полосатую ткань, нашита на рукавах. Неизменными остаются лишь двухслойная фреза и маленькая шляпа-ток.
Для спортсмена, разгоряченного игрой в мяч, верхней одеждой служит небольшой плащ кап, обшитый по краям узорной тесьмой.
Комментарии закрыты.