Испанский мужской хубон 20-х годов XVI века имеет черты сходства с итальянским джуббоне, но в то же время и ряд значительных отличий. Лиф хубона с небольшим стоячим воротником облегает фигуру и не имеет каких-либо разрезов, застежка потайная. Юбка, заложенная в складки, имела определенную форму, и только лишь пышные широкие рукава были украшены продольными разрезами. Поиски новых фактур, стремление ввести в костюм элементы живописности не были понятны испанцам, склонным к четким формам и простым поверхностям, и итальянский костюм 20—30-х годов мог казаться им чересчур перегруженным.
В последнем же десятилетии XVI века появились свободные, широкие вверху кальсес в виде «окорока». Первыми их стали носить солдаты, а затем — аристократы. Возможно, эта форма кальсес была заимствована испанцами у жителей Фландрии, находившейся в зависимости от Испании.
Двое молодых людей, тонких и гибких, предстают перед нами на алтарном образе («ретабло») церкви Санта-Марии в Таррасе. Это потомки рыцарей — участников реконкисты, но в созданном художником их образном решении нет мужества, отваги и дерзновения, которые были свойственны их предкам близких и далеких поколений. Теперь это созерцатели, углубленные в свою внутреннюю жизнь. О реальном времени создания этого ретабло свидетельствует лишь костюм.
Как и в других странах Западной Европы, в Испании молодые люди в XV веке носили недлинные одежды, но не подражали бургундской моде с ее увлечением непомерно короткими жакетами и пурпуэнами. На св. Абдоне (левая фигура) сверх хубона с узким рукавом и шнуровкой по его локтевому шву надета светлая ропилья с откидными рукавами, а сверху — короткий, широкий плащ «боэмио» из парчи с крупным рисунком и на светлой подкладке. Этот плащ, судя по названию заимствованный из Богемии, имел форму круга, но разрез располагали на правом плече и скрепляли его пряжкой. Концы воротника хубона или ропильи (стояче-отложная шалька) соединены узкой планкой. Узорная золотая цепь-ожерелье надета сверх боэмио. Традиционный головной убор «капирот» (франц. шаперон) с жестким, слегка выпуклым бортом имеет длинный конец тульи — «рабо», который спускается с левой стороны и перекинут на правое плечо (поэтому застежка боэмио не видна). Легко и без всяких усилий Абдон держит тяжелый рыцарский меч — орудие его мучений и смерти.
Комментарии закрыты.