И не только потому, что так вам будет легче понять, когда остановиться. Когда я говорю «медленно», то имею в виду вдумчивое смакование каждого кусочка, как пропагандирует движение «Медленное питание» («SlowFood»), чей принцип — «решительная защита спокойного материального удовольствия как единственный способ противостоять вселенскому заговору "быстрой жизни" ("Fast Life" по аналогии с "fast food")». Эта организация, основанная в ответ на появление в Риме американского фастфуда в 1980-е годы, стремится напомнить людям (а иногда и показать им), какое удовольствие доставляет хорошо выращенная и приготовленная пища, если есть ее не спеша и в приятной компании. На первый взгляд это реклама клуба обжор (увы, иногда так и есть), но на самом деле у движения куда более глубокая философия: «Медленное питание» заявляет адекватный протест против западной диеты и западной культуры питания, а в сущности, против все более лихорадочного западного образа жизни в целом, и предлагает адекватную альтернативу. Цель «Медленного питания» — примат качества над количеством, причем движение предполагает, что для этого следует культивировать тонкость вкуса, а также восстановить отношения между производителями и потребителями пищи, разрушенные индустриализацией питания. «Качество пищи зависит от потребителей, которые уважают труд фермеров и готовы совершенствовать свои органы чувств», — сказал Карло Петрини, основатель «Медленного питания». Тогда, по его мнению, «потребители станут бесценными союзниками производителей». Видите, даже у движения гурмэ может быть своя политика, если оно заставляет нас больше ценить труд тех, кто производит нашу пищу и отвращает нас от поверхностных радостей фастфуда.
Не случайно, что «Медленное питание» зародилось в Италии, стране, которая куда меньше очарована «заговором Быстрой жизни», нежели США, так что стоит задуматься, реалистично ли мечтать о том, чтобы реформировать американский образ питания, не реформировав американский образ жизни в целом. Чего ожидать от людей, которые поставили во главу угла «успех», обожают сверхурочные (и строят две «успешные» карьеры на семью), отдыхают максимум две недели в году и не могут рассчитывать, что социальная поддержка защитит их от ударов судьбы — чего, как не фастфуда, «быстрого питания»? Однако «Медленное питание» делает ставку на то, чтобы уделять трапезе должное время и для этого замедлять ритм жизни — а если вспомнить, что едим мы трижды в день и еда влияет на самые разные области нашей культуры, получается, что именно этот клин может разрушить все здание.
Есть медленно в том смысле, как нас учит «Медленное питание» — значит есть, отдавая себе полный отчет в том, что понадобилось сделать, чтобы донести пищу с почвы до стола. Нельзя отрицать, что есть свои плюсы и в том, чтобы есть, руководствуясь противоположным принципом — знать как можно меньше; да, иногда без этого никак. Гамбургер из сети фастфуда специально сделан так, чтобы первый кусочек был очень сочным и вкусным, а между тем едок едва ли смог сполна насладиться им, если бы в точности представлял себе скотоводческую ферму, бойню, людей, которые там работают, или знал хотя бы что-нибудь об «искусственной добавке со вкусом гриль», которая и делает первый кусочек таким убедительным. Гамбургер — еда, которую положено заглатывать бездумно, здесь двух мнений быть не может. А теперь представьте себе для сравнения, что вы едите гамбургер из мяса коровы, выращенной на заливном лугу, — представьте себе зеленые просторы, на которых пасутся стада, и вы поймете, что это удовольствие совершенно другого порядка, отнюдь не примитивное, основанное на знании, а не на невежестве, и на благодарности, а не на безразличии.
Следовательно, есть медленно — значит есть осознанно, то есть по доброй воле, а не компуль- сивно. Многие культуры питания, особенно те, которые не так оторваны от земли, как мы, разработали особые ритуалы, поощряющие такой образ питания, например, традицию благословлять пищу или молиться перед едой. Делается это, с моей точки зрения, для того, чтобы не есть в спешке, бездумно, а еще — чтобы благодарность и знание повлияли на удовольствие от застолья. Лично я обычно не говорю перед едой каких-то особых слов, но иногда вспоминаю несколько фраз, вышедших из-под пера Уэнделла Берри, которые прекрасно помогают мне есть вдумчиво и осознанно.
Получать наиболее полное удовольствие от еды — то есть удовольствие, не зависящее от незнания, — это, пожалуй, самое глубокое материальное воплощение нашей связи с миром.
Это удовольствие позволяет нам ощутить и восславить зависимость от мироздания и благодарность ему, ведь мы черпаем жизнь из тайны, получаем ее от созданий, которых не творили, и от сил, которые не в силах постичь.
Подобные слова прекрасно помогают воспитать в себе привычку есть обдуманно и осознанно, но, пожалуй, еще лучше, как советовал и сам Берри, если едоки сами поучаствуют в производстве пищи — по возможности, конечно: для этого достаточно даже вырастить петрушку на подоконнике или сходить в лес за грибами и дикими травами. Если мы едим так небрежно в основном потому, что едок в промышленном мире легко может забыть, чего стоила его пища и ему самому, и миру, то знакомство с ростом и приготовлением пищи послужит ему хорошим напоминанием. А из этого следует последнее правило.
Комментарии закрыты.