Любой религиозный сюжет в европейском искусстве средневековья и Возрождения служил для художника поводом изобразить сцены из жизни своего времени. Евангельское событие «Брак в Кане галилейской» для испанцев XV века была символом святости супружеского союза, освящаемого Христом через чудо превращения воды в вино. Однако художник, стремясь соединить его с реальной действительностью, расширяет сюжет, показывая его в развернутом пространстве и различных отрезках времени. Скромный брачный пир (родители жениха настолько небогаты, что гостям не хватило вина) он помещает в обстановку дворца, показывает нам интерьер нескольких комнат и в центре, в перспективе, раскрытую громадную дверь в спальню новобрачных, а в конце, у нарядного камина,— сцену пробы нового «чудесного» вина. За пиршественным столом слева Христос с Матерью, справа — жених и невеста. Костюмы левой пары даны обобщенно и традиционно, но жених и особенно невеста изображены в дорогих одеждах и драгоценных украшениях. Костюм невесты состоит из двух частей — свободного длинного цельнокроеного платья вестидо из роскошной испанской мягкой красной парчи со сложным золотым рисунком, основной мотив которого — цветок граната (гранат — символ любви и супружеской верности), и рубашки из белой ткани в редкую цветную полоску. Рукава рубашки длинные и очень широкие внизу. Несмотря на роскошь ткани, такое вестидо не встречается на изображениях испанских аристократок, хотя в нем можно видеть генетическое сходство с мавританским пелотос, но женщины среднего достатка, обычные участницы сюжетов «рождества» (ил. 325) в каталонском искусстве, именно так и одеты. Голова невесты покрыта трансадо, укрепленным тонким металлическим обручем с подвесками и медальонами из драгоценных камней на середине лба. Верхняя одежда — «собреропа» жениха с широкими рукавами не имеет застежки и отделана горностаевым воротником. Наверху, между расходящимися концами воротника видна часть ожерелья с жемчужными «панделоками». Между полами собреропы жениха мерцает красным цветом и золотом ткань, из которой сделано вестидо невесты. Это служит символом единения новобрачных. Их дорогие наряды, как и дворцовое помещение, являются в глазах художника символическим средством, необходимым ему для воплощения идеи великого значения происходящего события, подчеркнутого также еще и сосредоточенным выражением лиц главных персонажей. Не случайно по борту скатерти художник поместил слова молитвы «Ave Maria». Второстепенные участники брачного пира — молодые слуги — изображены на переднем плане в несоответственном масштабе. «Абриго» левого юноши имеет на спине разрез, к поясу прикреплен кошелек или футляр для нужных слуге предметов. Одежда другого юноши отличается только длиной.
По обычаям западноевропейского искусства, христианские святые первых веков изображались в современных художникам костюмах. Испания неуклонно следовала этой традиции, поэтому образ св. Себастиана — это образ знатного испанского дворянина XV века. На Себастиане бархатное «собретодо» с отрезным, облегающим фигуру лифом, спереди спущенным овальной линией. Нижняя часть собретодо довольно широкая и имеет запах посередине переда. Комбинация глухого без застежки лифа и широкой юбки уже известна нам по средневековому костюму (ил. 165). По линии соединения верхней и нижней частей собретодо наложен драгоценный пояс из чеканных пластинок с многочисленными одинаковой формы, но разной длины, подвесками. Как было принято в эпоху средневековья и Возрождения, верхняя одежда имела откидные рукава. Здесь их края вырезаны фестонами, обшитыми узкой полосой ткани (шелковой) другого цвета, и в середине каждого фестона пришито по пуговице, обтянутой той же отделочной материей. Полосой этой же ткани обшит низ и левая пола собретодо. Из-под откидных рукавов видны узкие рукава хубона. Бархатный плащ на цветной подкладке обшит по краю золотой тесьмой, он откинут и задрапирован на левом плече. На ногах — мягкие закрытые, возможно, бархатные туфли. К ним ремнями прикреплены деревянные подставки с длинными, узкими, слегка загнутыми кверху носками. В левой руке Себастиан держит лук, в правой — стрелу — орудие его мучений. Спереди, в специальную скобку на поясе, вложен легкий меч в украшенных чеканными пластинками ножнах. Пышные, завитые, спускающиеся на плечи волосы покрыты на макушке высокой шапкой из цветного фетра. Массивное ожерелье из узорной плоской цепи с крупным медальоном украшает грудь этого испанского дворянина XV века, изображенного в образе св. Себастиана, имя которого он, быть может, носил.
Комментарии закрыты.