Трагическая судьба дон Карлоса — сына Филиппа II и наследника испанского престола — окружена легендами и таинственностью.
Однако безусловным является то, что две его невесты — Елизавета Валуа и Анна Австрийская—стали женами его отца Филиппа II. Этот хилый юноша в глазах его жестокого отца был соперником. Не этот ли факт—мнимое соперничество с отцом — определил его дальнейшую судьбу и стал причиной насильственной смерти?
Алонсо Санчес Коэльо смягчил вялые черты бледного лица дон Карлоса, придав им неопределенное «общее выражение», и только лишь костюмом подчеркнул высокое положение юноши. На скромный, без всяких украшений, хубон и кальсес без набедренных валиков накинут бархатный, на дорогой меховой подкладке короткий плащ — капита. Небольшой плоский испанский берет украшен скромными розетками и торчащим страусовым пером. Костюм в сословном обществе всегда указывает нам, к какому сословию или даже к какому кругу данного сословия относится его владелец.
На портрете, находящемся в Смоленском краеведческом музее, изображен юноша в костюме XVII века. Время написания не вызывает сомнений, но большой красный крест ордена Калатравы на хубоне, составленный из двух видов древнего оружия (этот орден в XVI веке давался только за выдающуюся храбрость), не мог быть личным достоянием слишком молодого человека. Орден Калатравы мог иметь принц крови или кто-либо из приближенных герцога Лерма — фаворита Филиппа III,— специально испросившего этот орден для кого-то из своих родственников или нужного для него человека. Нашитые в большом количестве поперек рукава позументы обычно служили знаком отличия штабного офицера, однако отсутствие шпаги — обязательного атрибута дворянского достоинства— вызывает недоумение… Дворянин, достигший совершеннолетия, всегда носил шпагу, а офицер штаба короля с нею не расставался. Вот загадки, которые можно разгадать лишь путем длительного кропотливого исследования.
Комментарии закрыты.